Государственная Дума РФ включит вопрос о чрезмерной нагрузке школьников в число приоритетов на 2025 год. В российских школах предложили создать службы примирения и интеллектуальных помощников в подготовке к ЕГЭ.
Как заявил ТАСС спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин, в 2025 году нижняя палата Федерального собрания планирует рассмотреть вопрос о чрезмерной нагрузке школьников, которые в среднем проводят за учебой 8-10 часов в день, и в приоритетном порядке и вместе с правительством РФ разработать необходимые решения.
В. Володин сообщил о большом количестве обращений в Госдуму о нагрузке школьников. Этой проблемой обеспокоена и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
В своём Telegram-канале спикер Госдумы написал: «Со стороны правительства есть понимание необходимости пересмотра учебной нагрузки в школах. Планируем включить этот вопрос в число приоритетов на 2025 год и совместно с правительством выработать решения».
При этом он отметил, что основными причинами такой инициативы являются сложные домашние задания и их объём, перегруженное расписание и большое количество изучаемых предметов, внеурочная деятельность, шестидневная учебная неделя, а также обучение во вторую смену. В. Володин также напомнил, что ранее россияне оставили более 10 тысяч комментариев на эту тему, свыше 50% подтвердили чрезмерную нагрузку на школьников.
Резюмируя своё заявление, парламентарий сказал: «Важно, чтобы ребёнок, получая знания, был здоровым».
Ранее В. Володин поручил думскому комитету по просвещению обсудить с учителями, родителями и экспертами вопрос снижения нагрузки на школьников. Он отметил, что к обсуждению необходимо также пригласить профильного министра.
Кроме того, своё мнение ТАСС относительно данного вопроса высказала и первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия – За правду»). Она отметила, что сокращение числа уроков в день может снизить нагрузку на школьников без ущерба для качества знаний, и добавила, что в школах следует внедрять практики, направленные на снижение стресса перед экзаменами и контрольными работами.
В свою очередь председатель думского комитета по молодёжной политике Артём Метелев заявил, что в школах могут появиться службы примирения и медиации.
Школьные службы примирения — экосистема, которая помогает в достижении взаимопонимания в ученическом сообществе, развитии навыков позитивного общения, противодействии буллингу, способствует закреплению мирного разрешения споров и конфликтных ситуаций как культурной традиции.
По словам автора инициативы, органы местного самоуправления будут также наделены правом создавать службы примирения в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
А. Метелев сказал: «Школе нужно оказать помощь жертве (часто это не происходит), вовлечь службы примирения и медиации, которые мы также предлагаем создать в каждой школе. Деятельность таких служб должна вестись не от случая к случаю, а на системной основе».
В предложенном проекте закона будет также дано определение травли. Буллингом будет считаться систематическое причинение человеку физического или психического страдания. При выявлении факта травли педагог должен будут его зафиксировать и сообщить инспектору ПДН.
Комментируя предложение, А. Метелев отметил: «Сейчас школы часто предпочитают замалчивать факты буллинга, по нашему закону информирование органов будет обязательным».
Кроме того, для профилактики буллинга к работе с участниками травли будут привлекать спортивные, волонтёрские организации, институты наставничества и психологов. Депутат пояснил, что «меры профилактики могут быть разные, ведь цель – не наказать, а вернуть ребёнка к нормальному поведению», однако в тяжелых случаях подростка необходимо будет ставить на учёт.
Тем временем в ходе открытого диалога «100 вопросов о будущем России», прошедшем на площадке Национального центра «Россия», вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко сообщил о том, что для школьников РФ появятся бесплатные интеллектуальные помощники, созданные на основе искусственного интеллекта, они будут в том числе помогать готовиться им к ЕГЭ.
Чиновник, в частности, сказал: «Мы будем создавать институт бесплатных помощников, которые будут помогать подтягивать ребят [к ЕГЭ], в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта. Искусственный интеллект не как тот, который обманывает и за тебя делает что-то, подсказывает ответы, а используется как система, по сути дела, как твой цифровой учитель, твой тьютор, который помогает тебе концентрировать внимание, подсказывает, какие у тебя слабые места, анализирует, как ты отвечаешь на вопросы – такой интеллектуальный помощник».
Как пояснил Д. Чернышенко, таким образом у школьников появятся «индивидуальные учителя» по каждому предмету, которые будут помогать им готовиться к экзаменам.
При этом вице-премьер подчеркнул, что «никогда искусственный интеллект не сможет заменить наставничество, то образование, которое даёт сам учитель», однако новые помощники будут именно помогать учащимся делать уроки, а не подсказывать ответы.
Стоит напомнить, что ранее Д. Чернышенко сообщал, что готовящаяся стратегия развития образования РФ на период до 2036 года с перспективой до 2040 года включает в себя вопрос репетиторства – его планируют заменить бесплатными услугами, повышая качество образования учеников, чтобы они сдавали ЕГЭ без необходимости привлечения платных специалистов.