3 этапа программы:
Первый этап – здесь каждый день начинается с бодрой оздоровительной зарядки и купания в реке. Дети проводят целые дни на свежем воздухе, акклиматизируются, знакомятся с коллективом сотрудников, с другими участниками и с местностью. По вечерам все собираются общим кругом для рефлексии – подводят итоги дня, делятся впечатлениями. Это помогает ребятам лучше узнать и почувствовать друг друга, ощутить поддержку друзей.
Каждый ребёнок сам выбирает себе наставника, участвует в создании общего свода правил и в разработке проекта, который будет делать его команда. Учится находить общий язык с другими участниками в группе, где есть дети и старше, и младше, чем он. Наставники помогают детям выстроить отношения, проводят разные игры на сплочение и командообразование.
1 этап: все участники проходят обязательное тестирование на воде, чтобы определить их уровень возможностей и разобраться с правилами безопасности при купании в озере.
Дети проявляют настоящий интерес к походам, когда узнают подробности туристической жизни: как поддерживать гигиену в походе, как пользоваться снаряжением, которое всем выдают на первой базе – это палатки, спальники, рюкзаки. Конечно, всех научат, как правильно собирать вещи в рюкзак.
Дети выясняют, что такое безопасность в лесу и в горах, проходят азы «полевой» медицины и первой помощи, отличают реально опасные ситуации от надуманных. В результате - ребёнок становится более сознательным, преодолевает страхи, начинает больше верить в свои силы.
Изучают местность в радиальных выходах – посещают окрестные скалы и пещеры. В лесу происходит отработка передвижения по пересечённой местности –ребята узнают, как «правильно» падать со склонов, ползать, преодолевать препятствия. Это настоящий восторг, когда вместо «не бегай, не падай» и «осторожно – ударишься, испачкаешься!» детям разрешают падать и ползать по лесной подстилке, и объясняют, как это делать безопасно и не травмироваться. Используется специальная форма – камуфляжи, которые не жалко испачкать. А потом дети обязательно учатся сами их стирать и приводить в порядок.
А вечера здесь проводят вокруг костра, с гитарой и с песнями.
Все эти ежедневные активные занятия помогают детям окрепнуть физически и морально, и подготовиться к следующему этапу программы – к походу. В своих командах ребята обсуждают и сами выбирают маршрут – куда им пойти, какие задачи решать по пути?
Второй этап – поход по началу Кавказского хребта , каньонам и горам, длинной в целую неделю - это запоминается детям на всю жизнь. Сначала здесь распределяют походные роли, никто не идёт бездельником. Ребёнок может быть в походе дровосеком, костровым, водоносом, поваром, летописцем, метеорологом или кем-то ещё. Все задачи одинаково важные для общего результата команды, поэтому ответственность лежит на каждом участнике.
Ребята научатся «разбивать» полевой лагерь, оборудовать стоянки под привал и ночлег. Распределять свои запасы еды на все дни. Кстати, нести общественное снаряжение в походе тоже приходится всем по очереди, за максимально допустимым весом для ребёнка – следит наставник.
2 этап: даже самые сложные походы, где приходилось преодолевать много препятствий, карабкаться на высокие скалы или двигаться несколько дней под дождём – дети потом вспоминают с неописуемым восторгом. Любые трудности только сплачивают и укрепляют отношения в группе, а часто именно сложные ситуации позволяют ребятам проявить сильные стороны своего характера.
А сколько счастья дарят ребятам вечера вокруг костра, задушевные разговоры по ночам, хихиканье перед сном в своей палатке и встреча рассветов на краю живописных обрывов, купание в холодных горных водопадах, чистейшая родниковая вода, полезный горный воздух.
Третий этап – здесь можно отдохнуть и перевести дух после горнолесных приключений. Но, в тоже время, продолжается активный образ жизни – зарядки, пробежки по парку, плавание в море – всё это помогает детям приобретать отличную физическую форму, стройнеть, крепнуть и развиваться.
Ребята узнают о правилах купания на открытой воде, о технике безопасности на пляжах и в общественных местах.
Здесь ребёнок научится ориентироваться в городской местности, общаться с незнакомыми людьми, изучать транспортную сеть. Всё это происходит в форме «квеста» - маршрутного листа с заданиями, выполняя которые, участники перемещаются по городу, собирая нужную информацию.
3 этап: на этом этапе будет участие в интересных городских мероприятиях, посещение доступных музеев, выставок и другие познавательные активности, возможность вечерних прогулок на набережную (только в сопровождении наставников).
Здесь команды завершают работу над своими проектами, выбранными в начале программы, проводят их презентацию.
И здесь проводятся знаменитые «благодарилки» - прощание участников на берегу моря, под шум волн и мерцание огней вечернего города, которое запоминается детям на всю жизнь.