Ваш город:

Рейтинг ВУЗов по версии Times Higher Education-2020

2 нояб. 2020 г.
1
577

Британский журнал Times Higher Education продолжает ежегодный мониторинг высших учебных заведений в мире. Нынешний, 17 по счету, ежегодный рейтинг университетов несколько изменил расположение лидеров на мировом образовательном рынке, хотя, по-прежнему ведущие университеты ведут напряженную борьбу за первенство.

Рейтинг ВУЗов по версии Times Higher Education-2020

Российских абитуриентов, прежде всего, интересует положение отечественных ВУЗов в престижной таблице: сложности перемещения в связи с пандемией отдаляют на неопределенный срок выезд на учебу, да и наступающий кризис подсказывает, что лучше учиться дома, до благоприятных времен.

Внимательно рассмотрим «турнирную» таблицу. Тем, кто не собирается покидать родные пенаты и планирует получить достойное образование дома, и тем, кто рискнет искать студенческого счастья на чужбине, это наверняка будет интересно.

Российские ВУЗы в рейтинге ТНЕ

Стабильно укрепляет свои позиции в рейтинге ТНЕ Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. В прошлогоднем рейтинге учебное заведение улучшило собственные результаты, поднявшись сразу на 10 ступенек, по сравнению с 2018 годом, заняв 189 место в категории топ-200. В нынешнем, 2020 году, МГУ, преодолев еще 15 ступеней, занял 174 место.

Отметим, что в рейтинге ТНЕ-2020 приняли участие 1500 университетов из 93 стран. Для сравнения: в прошлогоднем рейтинге принимали участие 1300 учебных заведений из 92 стран мира. Так что, поднятие престижа МГУ на фоне увеличения числа участников выглядит более уверенно и значимо.

Напомним, что Time Hingher Education оценивает ВУЗы по 13 критериям, сгруппированным в 5 основных направлений:

  • Преподавание;
  • Исследовательская деятельность;
  • Цитирование научных работ в международных научных публикациях;
  • Взаимодействие с университетами на международном уровне;
  • Доходность от производственной деятельности.

Здесь уместно вспомнить и то, что критерии оценки отечественного образования и науки, как и основные цели, несколько отличаются от западных эталонов эффективности. Возможно, по этой причине 39 российских ВУЗов, принимавших участие в рейтинге ТНЕ-2020, и занимающие наиболее престижные позиции в системе российского высшего образования, не смогли «пробить» барьер ТНЕ, чтобы попасть в топ-200.

Московский физико-технологический институт остался и в этом году в группе 201-250. ВШЭ закрепилась на участке 251-300. Правда, СППУ им. Петра Великого, несмотря на отставание от отечественных ВУЗов, все же, продвигается к успеху «семимильными» шагами: в прошлогоднем рейтинге «императорский» университет находился в группе 501-600, а сейчас попал уже в группу 301-500, развив за один год показатели «доходности» и «цитируемости», сохранив, при этом, традиционную популярность для иностранных студентов.

Заметим, что прирост числа иностранных студентов – критерий, соответствующий государственным и национальным интересам РФ в сфере развития высшего образования.

Еще три столичных ВУЗа, включая «северную» столицу, попали в предпоследнюю группу рейтинга – 401-500:

Но из этой же группы выпал, опустившись на ступень ниже – 501-600, Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики. В этой группе теперь он находится вместе с Томским государственным университетом.

Еще 32 отечественных ВУЗа вошли в последнюю группу рейтинга Times Higher Education. Неплохие шансы для повышения результатов будущего рейтинга у Сеченовского университета, Башкирского госуниверситета, Белгородского государственного национального исследовательского университета, Дальневосточного федерального университета и РГУ нефти и газа им. Губкина.

На фоне 32 российских ВУЗов, замыкающих рейтинг особо заметны показатели одного из самых «молодых» учебных заведений - РАНХиГС. Также не сдаются в гонке за лидерство:

По сравнению с рейтингом ТНЕ-2019, позиции российских университетов несколько снизились: в этом году их было, в общей сложности, 32 – вместо 39. Но, в любом случае, российское образование достойно представлено на международном уровне.

Лидеры ТНЕ среди зарубежных университетов

Уже ожидаемо, 5 лет подряд, на первом месте рейтинга Times Higher Education – британский Оксфордский университет. За ним – не менее известный, британский университет в Кембридже. Слегка отстает от соотечественников Лондонский университет – он на 16 позиции, а на 27 позиции – университет в Эдинбурге.

В десятку лучших также попали:

  • Калифорнийский технологический институт
  • Университет в Стэнфорде
  • MIT
  • Гарвардский университет
  • Пристонский университет
  • Imperial College London
  • Университет в Чикаго.

Но, оставим пока в стороне всемирно известных «старожилов» престижного образования: их рейтинги, как уже было сказано, принципиально отличаются от задач российского высшего образования и науки. Участие наших университетов в международных рейтингах обусловлено стремлением привлечь внимание иностранных студентов и, конечно, быть в курсе последних достижений науки.

Во многом цели российской высшей школы и научного сообщества уже достигнуты. Как отмечает главный редактор журнала Times Higher Education, российские ВУЗы работают в условиях жесточайшей конкуренции, и единственной значимой преградой их продвижения в рейтинге, по-прежнему, остается не столько качество образования, сколько уровень цитируемости научных публикаций.

Инвестиции в образование – престиж или уверенность в завтрашнем дне?

Из прошлого века, от старших поколений тянется шлейф российской ментальности, связанной с трудностями преодоления всеобщей безграмотности: долгое время после Октябрьской революции высшее образование считалось в России гарантией достатка и стабильности. Ликвидировав ее, и даже обогнав Европу, в 80-90-е годы, приобретение дипломов, во всех смыслах, стало уже не тягой к знаниям, а статусом, гарантирующим более высокое социальное положение, даже без наличия знаний. В период полураспада государства сложности испытывала и отечественная высшая школа.

Статистика последних лет показывает, что около 50% специалистов с дипломами ВУЗов работают не по специальности. Не лучше обстоит дело и с престижными дипломами международных университетов, которые, конечно, оказывают магическое действие на работодателей крупных компаний, но, все равно, не оставляют шансов дорасти до высшей ступени в карьере: чтобы возглавить такую компанию, нужны средства, а это – другой масштаб и другой уровень подготовки.

Крайне редко молодые люди, мечтающие об учебе в Оксфорде или Кембридже, планируют свою дальнейшую судьбу связать с научной работой, ради которой имеет смысл получение зарубежного образования. Стало быть, чтобы просто остаться жить и работать за границей, не обязательно идти сложным путем: заурядному выпускнику престижного западного университета, как и дома, потребуются иные стартовые возможности для успеха.

Мир постоянно меняется. На этот раз, благодаря новым технологиям, уходят в прошлое профессии, которые еще вчера считались самыми востребованными. Высшее образование уже не гарантирует карьерного продвижения. Математик, получивший образование в педагогическом ВУЗе, не сможет стать профессиональным IT-шником. Инвестиция в обучение, в самом престижном ВУЗе, в долгосрочной перспективе может оказаться напрасной тратой времени, сил и средств из-за динамичности рынка труда, не говоря уже о субъективных факторах, влияющих на смену профессии.

Зачем платить больше?

Каждый год, изучая всевозможные рейтинги университетов, молодые люди, в большей степени, руководствуются не стремлением к приобретению знаний, а юношеским максимализмом, свойственным возрасту, а также желанием увидеть мир и набраться необычных и ярких впечатлений. Безусловно, какой-то опыт в этом случае приобретается, но его маловато, чтобы испытывать полное удовлетворение от любимого дела, а ведь работа – довольно значимая часть в судьбе каждого человека.

Кроме просмотра рейтингов, нужно ставить перед собой более долгосрочные и глубокие задачи. Например, чем хочется заниматься, какие знания для этого необходимы, стоит ли ехать «за семь верст…», если дома учат не хуже? Да и, выпускнику было бы неплохо задуматься, что любой ВУЗ дает общее направление, а уж, как обширным багажом знаний распорядится зрелый и самостоятельный человек, учитывая все реалии современной жизни – совсем другой вопрос.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Новости образования
В Совете Федерации предложили увеличить долю должностных окладов в зарплатах педагогов
Как сообщает РИА Новости, в Совете Федерации выступили с предложением о повышении доли должностных окладов в заработной плате педагогических работнико..
В Совете Федерации предложили увеличить долю должностных окладов в зарплатах педагогов
4 дек. 2020 г.
0
446
Сократить дистанцию: основатель Khan Academy советует, как учить детей на удалёнке
Пандемия выбила учителей из колеи — им пришлось срочно осваивать технологии и новые практики, чтобы учить детей удалённо. Мир продолжается стремительн..
Сократить дистанцию: основатель Khan Academy советует, как учить детей на удалёнке
4 дек. 2020 г.
2
312
Президент РФ поддержал инициативу наделить инвалидов правом на бесплатное второе высшее образование
По информации, предоставленной ТАСС, в ходе встречи с представителями общественных организаций инвалидов президент РФ Владимир Путин заявил о том, что..
Президент РФ поддержал инициативу наделить инвалидов правом на бесплатное второе высшее образование
4 дек. 2020 г.
0
220
Комментарии
Сергей
Гость
7 нояб. 2020 г., 8:06

А судьи кто??? Зарубежные рейтинги не очень то подходят для оценки наших ВУЗов. Опубликуйте наши критерии и рейтинги наших ВУЗов по ним. Это будет более интересно.

Комментарий полезен?
Оставить свой комментарий

Ваш город: