Изменения в сфере образования происходят настолько стремительно, что россияне не успевают вникнуть в суть новых проектов и оценить их значимость. Поэтому очень важно детально рассматривать наиболее значимые проекты. Сегодня мы предлагаем изучить Национальный проект «Комфортная школа».
Реализация Национальных проектов, направленных на улучшение качества жизни россиян – приоритетная задача правительства. Об этом говорил и В. Путин, в своей предвыборной речи. После устранения последствий кризиса 90-х годов и укрепления обороноспособности страны, глобальным изменениям в сфере образования отведена особая роль, поскольку от уровня подготовки будущих поколений зависит, кто будет управлять экономикой государства, защищать суверенитет и трудиться во славу России.
Цель проекта и предлагаемые пути реализации
«Комфортная школа» - наименее затратный проект из всех, которые сейчас разрабатываются и внедряются в сфере образования. Отметим, что этим проектом Министр экономического развития РФ Максим Станиславович Орешкин не только продемонстрировал свой профессионализм, но и доказал возможность получения существенного экономического эффекта без вложения средств, на примере школы, в которой он учился.
В основу проекта «Комфортная школа» вошли бережливые технологии, применяемые на каждом предприятии для увеличения производительности, снижения затрат и, одновременно, создания комфортной рабочей среды. Разработчики проекта уверены, что школа – такое же производство, где трудятся дети и учителя. Формула успеха проста: достаточно правильно организовать рабочее пространство, чтобы в разы повысить эффективность учебного процесса и сделать время пребывания в школе комфортным.
При этом, «наведение порядка» в одной из московских школ совершенно не коснулось учебных программ, что оценила Министр просвещения РФ О. Васильева, сопровождавшая М. Орешкина в школу, на базе которой проходила апробация проекта. При этом Васильева подчеркнула, что участие и других министров РФ в школьных преобразованиях было бы очень полезным. По ее словам, если бы каждый министр привел в порядок школу, в которой он учился, то реконструкция системы школьного образования проходила бы намного быстрее.
Что изменилось в школе после реализации проекта?
Как же повысилась производительность учебы после реализации проекта «Комфортная школа»? Оказалось, что для этого достаточно:
- Правильно организовать перемещение учеников по школе, распределив потоки школьников на входящие и выходящие, подобно одностороннему движению транспорта на улицах;
- Оборудовать турникеты на входе системами, считывающими информацию о входящем школьнике с телефона или другого мобильного устройства – это позволило убрать очереди, создаваемые «растеряшками», которые ищут в портфелях бумажные пропуски;
- Разместить на каждом этаже электронное табло с расписанием уроков, чтобы ученикам и учителям не приходилось каждый раз бегать на первый этаж или в учительскую;
- Зонировать общешкольный гардероб, выделив отдельное пространство для каждого класса, где можно без суеты и толкотни переодеться и переобуться;
- В крупных, многоэтажных школах целесообразно организовать «тематические» этажи, распределив на них отдельно социально-гуманитарные, физико-математические, научно-технологические классы-кабинеты;
- Организовать универсальные и профессиональные классы, чтобы не тратить время на подготовку оборудования для проведения практических и лабораторных занятий. При этом ученики могут оставаться в универсальных классах, ожидая прихода учителя, если для урока не требуется специальное оборудование.
Эти банальные, казалось бы, решения привели к тому, что:
- перемещение школьников между кабинетами сократилось с 22 до 6 минут;
- практически полностью исключились столкновения между школьниками, что повысило безопасность и снизило травматизм.
Глава ФЦК (Федеральный центр компетенций), Н. Соломон, принявший участие в преобразованиях школы, предложил организовать рабочее пространство детей и учителей по принципу производственного стандарта 5С, где каждый инструмент у станка постоянно находится на одном и том же месте, и его не приходится искать или носить с собой.
После трехмесячной работы удалось модернизировать пространство школьной столовой и библиотеки, внедрив электронную систему заказов, которая избавила учеников от стояния в очередях на переменах и существенно увеличила количество посетителей в этих секторах, заметно потерявших свою популярность за последние годы из-за «пробок».
Теперь в этой школе ученики тратят на стояние в очереди за обедом всего 3 минуты, при этом увеличилась пропускная способность столовой – с 82 до 140 человек за перемену.
Нововведения понравились учителям
На многочисленных педагогических форумах, конференциях и даже в соцсетях учителя постоянно жалуются на нехватку времени для подготовки к уроку и общению с учениками из-за нескончаемого «бумажного потока» в виде заявок, отчетов, договоров и прочих документов.
Эксперты ФЦК внесли изменения, и документооборот в конкретной школе стал электронным. Мало того, воспользоваться электронной формой заполнения бумаг могут и родители, прислав свою подпись через СМС. Теперь учителя могут заниматься своими непосредственными профессиональными обязанностями, не теряя времени на бумажную рутину.
Итоги преобразований
Незначительные организационные изменения в рамках одной школы позволили освободить время учащихся, примерно, на 36%, учителей – на 30%.
Более того, как справедливо отметил М. Орешкин, организованность и порядок на рабочем месте изменяют сознание людей, приучают к самодисциплине не только в школе, но и дома. Такой подход в долгосрочной перспективе работает на экономику страны.
Оказывается, чтобы добиться положительных изменений, иногда нужны не огромные деньги, а вдумчивый подход к делу и желание работать. И дело даже не в занимаемой должности: навести порядок на рабочем месте под силу каждому.
Источники изображений: gazeta-pedagogov.ru, iq.hse.ru, i.ytimg.com, mospravda.ru