В ходе состоявшегося накануне заседания Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни вице-спикер Госдумы Ирина Яровая раскритиковала работу Минпросвещения РФ с социальными учреждениями для детей в России.
И. Яровая обрушилась на министерство с критикой по поводу отсутствия стандартов (ФГОС) обучения и воспитания детей-сирот в специальных учреждениях.
Обращаясь к заместителю министра просвещения РФ Татьяне Синюгиной, вице-спикер заявила: «В спецучреждениях всё-таки работают педагоги, образование должно осуществляться не только в формате (общего) федерального государственного образовательного стандарта – это для детей, которые обучаются в общей школе. Значит, должен быть ФГОС для детей, которые находятся в этих специальных учреждениях. Почему сегодня для детей, которые находятся в специальных учреждениях, где государство выделило и оплачивает ставки педагогов, нет образовательного стандарта по воспитанию и обучению?"
Отвечая на вопрос И. Яровой, замглавы Минпросвещения признала, что такого ФГОС действительно нет, однако отметила, что существует наработанная практика и постановление правительства № 481 [о деятельности организаций для детей-сирот]. В нём прописаны задачи, которые учреждение при наличии в нём такого ребёнка должно выполнять.
При этом вице-спикер Госдумы напомнила: «У нас должен составляться индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который должен утверждаться соответствующим актом органа опеки и попечительства с корректировкой не реже одного раза в полгода. А типового плана нет, министерство образования собиралось вносить изменения в постановление правительства и его разрабатывать».
Замминистра заявила о том, что на текущий момент проектируются поправки, которые и закрепят единые требования, однако в учреждениях фактически есть «индивидуальные планы воспитания и дальнейшей социализации и постинтернатного сопровождения в отношении каждого ребенка».
Как полагает вице-спикер, для детей-сирот уже давно нужно разработать программу первой доступной профессии, овладев которой они смогут выйти на рынок труда сразу после выпуска из спецучреждения. Т. Синюгина в ответ на это замечание сообщила, что воспитанники интернатов изучают такой предмет, как «социально-бытовая ориентировка», а также проходят программы профориентации, которые, в свою очередь, составляют с учётом состояния рынка труда в каждом российском регионе.
И. Яровая заявила о намерении оперативно подготовить необходимые изменения в некоторые законы, и в том числе «Об образовании» и Семейный кодекс РФ. По её словам, изменения будут нацелены на «формирование целостной системы мер, связанных в том числе с профессиональной подготовкой и социализацией воспитанников».